10.07.2018

Борис Яковлев: «Я живу не только за себя, но и за тех ребят, которые погибли…»

Судьба подарила нам дружбу с таким замечательным человеком, первым директором школы № 609 - Яковлевым Борисом Леонидовичем. Учительской профессии он был предан 45 лет. При встречах с ребятами он рассказывает, какое огромное влияние на выбор профессии оказал его учитель истории - участник гражданской войны. С тех пор история стала любимым занятием жизни. Борис Леонидович часто повторяет слова Д.С. Лихачёва: «Память – наше богатство», поэтому сохраняя в своей памяти все мельчайшие подробности жизни, он готов делиться с подрастающим поколением ребят. Его рассказы всегда увлекательны и любопытны. 

Когда наш город готовился к 60-летию, у Бориса Леонидовича спросили: «Представьте, Вам бы предложили оставить послание в капсуле времени, которую потомки смогут вскрыть через сто лет, в 2118 году. Что бы вы там написали?» «Я бы, скорее всего, постарался напомнить о заслугах нашей страны в победе над фашизмом. Сейчас много людей, которые фальсифицируют историю. Этого нельзя допустить.» В этой фразе вся сущность бытия Бориса Леонидовича. Он замечательно выполняет свою миссию перед учениками. 

Часто ребята спрашивают, много ли фронтовиков после окончания войны пошли учиться на учителей? 
«Сейчас это, наверное, трудно представить, - рассказывает Борис Леонидович, - но у нас на курсе было сто человек, из них двадцать пять были участниками войны. Из этих двадцати пяти - пятнадцать инвалидов, потерявшие зрение, с одной рукой, ногой и т. д. Ребят, только окончивших школу, было всего человек пять-шесть. Я сам изначально был гражданским человеком, так получилось, что на годы моей службы в армии пришлось начало войны. Не отдать в той ситуации долг Родине было бы равнозначно предательству. А дальше - мирная жизнь и созидательная работа в системе образования.» 

Главная тема бесед с учениками – это, конечно же, война. По инициативе Бориса Леонидовича была проведена автобусная экскурсия по памятным местам Зеленограда. Наш город в буквальном смысле слова стоит на костях павших солдат. Здесь были огромные потери дивизии генерала Панфилова. Здесь совершались настоящие подвиги. Один рассказ особенно интересен ребятам. Во время экскурсии наш автобус повернул на улицу Заводская, и Борис Леонидович начал свое повествование. «Раньше на этой улице стоял кирпичный завод, сейчас сохранилась труба, вы её можете увидеть, так вот во время боев за Крюково один смелый солдат поднялся с автоматом на эту трубу и вел прицельную стрельбу по немцам. Атака немцев «захлёбывалась», немецкие солдаты не понимали, откуда ведётся огонь. Но когда они разобрались, что огонь идёт с трубы, сразу ликвидировали огневую точку. Солдат погиб. Такие моменты войны, вы ребята, должны знать. Бои за деревню Крюково были ожесточённые, недаром К.К. Рокоссовский назвал Крюково вторым Бородино. Эти подвиги не должны быть забыты.» 

Часто ребята спрашивают о его военных буднях. 
«В армию я пошел в 18 лет. Я служил в Западной Украине — сначала в Тернополе, потом у самой границы, в районе Перемышля. Я был артиллеристом. У нас была артиллерия крупного калибра, один снаряд весил 100 килограмм и пробивал железобетонные сооружения. Мы должны были разрушать мосты, здания, долговременные огневые точки, скопления танков. Тяжёлые орудия перевозились трактором особой мощности, «Ворошиловцем», — отдельно ствол, отдельно лафет. Расчёт состоял из четырнадцати человек. Я был командиром орудия. Начало войны складывалось неудачно, и наши войска отступали. Страшным и неприятным было это отступление. Воинские части отступают, немцы летают над головой, пролетают вдоль рядов, стреляют. Это начало войны. Но запомнились и радостные дни, когда в 1943 году началось наступление. Незабываемым было форсирование озера Сиваш. После того, как наши войска закрепились на другом берегу, а мы захватили там большой плацдарм в 20 километров, сапёры положили понтонный мост в 3 километра. Сразу стали готовить технику, подвозили туда танки, боеприпасы; пехота копала окопы. Мы двигались на этот плацдарм через этот понтонный мост. Когда ехали по нему, было ощущение, будто едешь по клавишам рояля: вверх — вниз, вверх — вниз. Это большие доски, проложенные на понтонные лодки: три слева, три справа. Так как значительная часть Крымского полуострова была в руках у немцев, они слева и справа установили свои орудия, периодически обстреливали эти переправу, и ещё нас бомбили с самолётов.» 

sh609-uchitel.jpgВ своих беседах с ребятами Борис Леонидович напоминает— «что было важно? — дисциплина. Подъехали к передовой, прозвучала команда «окопаться». Её надо выполнять; причём, чем глубже, тем лучше. Кто не хотел окапываться, погибал. Утром просыпаемся, а те, кто окапываться не хотел, мёртвые лежат. Таких примеров было много. Мы сами хоронили своих ребят. Так мне сказали, что погиб мой друг лейтенант Маслюк. Когда мне давали медаль, я сказал, что нам повезло, судьба дала нам урок, чтобы мы жили и за себя, и за тех ребят, которые погибали. Погибли очень многие.» Борис Леонидович награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За взятие Будапешта». 

Мы рады, что Борис Леонидович и сейчас в строю. Он постоянный гость нашей школы. Более 20 лет является руководителем лекторской группы Совета ветеранов 3б микрорайона. Каждый день его рождения он принимает гостей у себя дома. Ученики нашей школы с увлечением беседуют с таким интересным человеком. И в день его 97-летия мы желаем ему долголетия, здоровья и творческих успехов. 

Педагогический коллектив школы № 609
Версия для печати

  К списку новостей  >>

Популярное в социальных сетях:


В контакте